Слуховая работа
Коррекционная работа
- Задачи и содержание.
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате.
В идеале система формирования устной речи должна обеспечивать возможность каждому ребенку с нарушениями слуха, не имеющему выраженных дополнительных нарушений, достижения уровня общего развития, соответствующего его возрасту. Коррекционная направленность работы школы-интерната связана с формированием у детей с нарушением слуха произносительных навыков с опорой на развивающееся слуховое восприятие в ходе всего учебно-воспитательного процесса при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры.
Система работы по развитию слухового восприятия строится на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции на каждом этапе обучения в школе (особенно на первоначальном), индивидуальные и психофизические возможности детей.
Задачами коррекционной работы являются развитие речевого слуха и обучение произношению. Коррекция нарушенной слуховой функции стимулирует развитие у глухих и слабослышащих школьников речевого слуха и создает слухо-зрительную основу для восприятия устной речи.
Основу формирования речевого слуха составляют умения неслышащих детей воспринимать определенный речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому, а также – интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха, использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения.
Обучение произношению включает в себя формирование и развитие внятной и членораздельной речи, приближающей к естественному звучанию.
Данные за последний учебный год показывают, что:
глухие учащиеся составляют- 60,7%
с IV степенью тугоухости – 35,4%
с III степенью тугоухости – 3,9%
с II степенью тугоухости – 0%
кохлеарно имплантированных – 31,3 % от общего количества обучающихся.
На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация слухо-речевых возможностей учащихся.
Материально-техническое обеспечение коррекционной работы в настоящее время не позволяет использовать новые, инновационные методы в работе. Затруднения существуют в деятельности и по хорошо зарекомендовавшим себя на протяжении длительного времени методам, в частности верботональном.
Только оснащение школы новой звукоусиливающей аппаратурой, как для фронтальной, так и для индивидуальной работы, специальным оборудованием, в том числе оригинальным, может способствовать формированию у детей с тяжелой формой тугоухости и глухотой естественной, модулированной и достаточно интонированной речи.
Учителя-дефектологи.
В ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется:
- развитию слухового восприятия;
- формированию коммуникативной компетентности;
- успешной социализации учащихся.
Над выполнением этих задачи в школе работают 14 сурдопедагогов. Девять из них имеют стаж работы в качестве учителя – дефектолога более 20 лет. 10 человек имеют высшую квалификационную категорию.
Педагоги, занимающиеся специальной коррекционной деятельностью, ищут пути повышения эффективности работы, разрабатывают рабочие программы, адаптированные программы для детей со сложной структурой дефекта, совершенствуют методические подходы к обучению детей. Большую роль в этом играет расширение возможностей по прохождению курсовой подготовки, в том числе за пределами республики в ведущих центрах по развитию слуховой функции у учащихся.
Система работы по развитию слухового восприятия строится на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции на каждом этапе обучения в школе (особенно на первоначальном), индивидуальные и психофизические возможности детей.
Специальными коррекционными занятиями являются:
- индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РРС и ФПСР);
- музыкально-ритмические занятия;
- фронтальные занятия в слуховом кабинете.
III. Слуховой кабинет.
Важная организационная форма специального коррекционного обучения – слуховой кабинет. Слуховой кабинет является центром работы по проведению педагогической диагностики нарушенной слуховой функции, оценке ее состояния и возможностей развития, изучению динамики развития у учащихся слухоречевой системы на всех этапах обучения в школе. Кабинет оснащен современным аудиометром, компьютером, набором музыкальных инструментов, лингводидактическим комплексом, интерактивной доской и другим оборудованием методического и диагностического характера.
Слуховой кабинет оснащён звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования «Суваг» и распределительной коробкой на 10 учеников. С помощью компьютера учащиеся воспринимают наглядный и речевой материал урока.
Развитие слухового восприятия детей с нарушением слуха является одной из ведущих задач специального (коррекционного) образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия обучающихся, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование у детей умений и навыков восприятия речи, музыки, различных неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающейся в процессе работы слуховой функции. Работа слухового кабинета — важная часть этой общей работы.
Коррекционно-развивающая работа на фронтальных занятиях в слуховом кабинете базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Ученики воспринимают музыку и речь с помощью звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.
Содержание работы на занятиях в слуховом кабинете по развитию слухового восприятия речи, неречевых звучаний, музыки закладывает основы представлений учащихся о многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения звучащей речи, восприятию различных неречевых звучаний, шумов, восприятию и различению музыки, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире.
Содержание работы способствует формированию внятной членораздельной выразительной, интонированной устной речи, что способствует созданию навыков общения обучающихся с окружающими людьми и повышению культурного уровня детей.
Занятия проводятся по разноуровневым программам.
Основное содержание занятий в слуховом кабинете включает обучение:
восприятию неречевых звучаний, музыки и песен:
– звучащих игрушек и музыкальных инструментов
– музыкальных ритмов (марш, вальс, полька)
– голосов и звукоподражаний животных и птиц
– бытовых звуков и шумов
– звуков окружающей природы и природных явлений;
– восприятию и воспроизведению слогоритмической структуры речи;
– формированию выразительности устной речи учащихся.
При проведении занятий осуществляется дифференцированный подход к обучению детей с учётом их особых образовательных потребностей, в зависимости от состояния слуховой функции и произносительных возможностей каждого ребёнка.
Методическое объединение учителей развития слухового восприятия и формирования произношения
Деятельность МО учителей-дефектологов подчинена общей теме“ Активизация речевого развития глухих школьников на уроках и во внеурочное время ”.
В соответствии с учебным планом школы I и II вида со всеми учащимися проводятся специальные коррекционные индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия. На занятиях педагоги учат детей с нарушениями слуха воспринимать устную речь на слуховой и слухо-зрительной основе с обязательным применением звукоусиливающей аппаратуры и работают над формированием произносительных навыков детей с нарушением слуха.
Направления работы:
- Оказание методической помощи молодым специалистам
- Освоение новых методов и приемов работы;
- Обмен передовым педагогическим опытом;
- Работа с родителями неслышащих учащихся;
- Внеклассная работа по РСВ и формированию внятной речи;
- Взаимодействие с МО по другим предметам;
Задачи работы методического объединения:
1. Изучение нормативно-информационной документации и методических писем по вопросам специального образования.
2. Составление учебных программ по развитию слухового восприятию и формированию произношения с учетом уровня речевого и интеллектуального развития учащихся.
3. Привлечение в еще большей степени сохранного слуха детей как средства обучения, с обязательным использованием ЗУА.
4. Создание позитивных предпосылок к развитию навыков общения обучающихся с окружающими, способствуя их социальной реабилитации и адаптации.
5. Изучение и совершенствование методов и приемов обучения произношению с учетом новейших медицинских, психологических и психолингвистических исследований.
6. Передача и изучение передового педагогического опыта.
Темы по саморазвитию педагогов:
Бабасинова Э.Г.- «Формирование выразительной устной речи у слабослышащих детей».
Байцаева Л.А. – «Дифференциация свистящих звуков».
Гурциева Л.Г.- «Особенности реабилитационной работы у детей с кохлеарной имплантацией».
Дзигасова Т.Г- «Приемы работы над слитностью речи на уроках РСВ и ФП».
Кулова С.К.-«Дифференциация заднеязычных звуков».
Кулова Ф.И.- «Состояние устной речи и особенности её восприятия у глухих детей».
Созаева Н.С.- «Использование мультимедийных технологий в обучении произношению детей с нарушениями слуха».
Таутиева И.Д. – “Особенности зрительного восприятия у учащихся с нарушениями слуха”
Тибилова Л.Д.- «Развитие диалогической речи у неслышащих и слабослышащих учащихся».