Кохлеарная имплантация
Кохлеарная имплантация
● Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах
● «Отчет о работе групп кратковременного пребывания детей после кохлеарной имплантации» (фото)
● “Пин-код – Уши для Ушарика. Смешарики”. – Познавательный мультфильм о кохлеарном импланте.
Конференция для сурдопедагогов и врачей
14.04.2023г в СОГМА прошла конференция посвященная работе с детьми после кохлеарной имплантации (КИ). В конференции приняли участие Королёва И.В. – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУ СПб НИИ ЛОР Минздрава России, научный руководитель программ слухоречевой реабилитации сурдологического центра Санкт-Петербурга и специалисты ГБОУ КРОЦ , осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение детям после КИ в нашей республике.
Все специалисты активно участвовали в обсуждении вопросов и поиска новых методов работы и рекомендаций при реабилитации детей после КИ. Самым активным Королёва И.В. вручила памятные призы. Среди них была и наш педагог-психолог Дагуева Л.Е.
Королёва И.В. поблагодарила специалистов ГБОУ КРОЦ в грамотном сопровождении детей после КИ.
Отзывы о стажировке в нашей школе-интернате
Ольга Тхостова: Специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку по специальности “учитель-дефектолог”, стажировались на базе Владикавказской школы для глухих и слабослышащих детей. Лучшие в своей области сурдопедагоги делились бесценным опытом работы с детьми с особенностями слуха. Будущие дефектологи посмотрели уроки в классах, индивидуальную работу, групповые занятия по ритмике и др. Выражаем особую благодарность сурдопедагогу Ирине Таутиевой за подробный рассказ о направлениях и методах работы с детьми данной категории и ознакомление с этими методами на практике, а также педиатру школы Елене Михайлиди за доступную и понятную лекцию о медицинских аспектах нарушения слуха у детей. Это были великолепные два дня с полным погружением в реальность деток с особенностями слуха, давшие понимание и сблизившие специалистов с детьми.
Анджела Дзуцева К.: Осталась под хорошим впечатлением от пройденной стажировки. Занятия были очень познавательные, продуктивные, развивающие. Все специалисты грамотные, компетентные в своем деле. Специалисты поделились очень важной и полезной информацией. Спасибо большое за предоставленную возможность оказаться в кругу данных людей и послушать их лекции. Все было интересно и увлекательно.
Добавим лишь следующее: будущие дефектологи посетили 17-18 марта занятия в 1 классе – учитель Байцаева Л.А., в 5 классе – учитель Дзахсорова Л.Т. Посетили занятия с детьми после кохлеарной имплантации Таутиевой И.Д., Созаевой Н.С., Кухарской Е.Г., Дагуевой Л.Е.
Тематический круглый стол по вопросу сопровождения детей после кохлеарной имплантации
Учителя нашей школы были участниками тематического круглого стола по вопросу сопровождения детей после кохлеарной имплантации 21 октября 2015 года в г. Кисловодск и 22 октября 2015 года в г. Пятигорск.
Организатором этого мероприятия был ООО «Центр образовательных услуг», при участии Автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
Цель тематического круглого стола – повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников и специалистов образовательных организаций (учителей-дефектологов, педагогов и специалистов образовательных организаций, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и др.) на основе раскрытия широкого спектра мнений по вопросу сопровождения детей после кохлеарной имплантации с разных точек зрения, обсуждение неясных и спорных моментов, связанных с данным вопросом, и достижение консенсуса.
Участники круглого стола посетили Кисловодский филиал ООО «Центр слуха и речи Верботон-М+», Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №18 г. Кисловодска, Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 27 город Пятигорск.
Координаторы проекта: Лозовая Елена Владимировна и Коростелев Борис Александрович.
В категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха в последние десятилетия выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации. Уникальность ситуации с этими детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды.
До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется, поскольку они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них.
При этом ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор. Пока не завершится первоначальный этап реабилитации, не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, ребенок сохраняет этот особый (переходный) статус.
Завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился -он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий, появляются черты естественного («слухового») поведения в повседневной домашней жизни.
Выбор образовательного маршрута для детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения их актуального социально-психологического статуса, эффективности их психолого-педагогического сопровождения.
Высокая эффективность коррекционно-педагогической работы может быть достигнута в организациях инклюзивного образования, в которых обучаются дети с нормальным и нарушенным слухом. В таких организациях должно быть организовано педагогическое сотрудничество, дети с кохлеарными имплантами включены в активную речевую деятельность, разрабатывается технология работы по формированию устной речи имплантированных обучающихся, основной целью которой является их подготовка к полноценной интеграции в социум.
Педагогам, работающим с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования необходимо учитывать теоретико-методологические основы психолого-педагогической помощи этим детям; основные направления и содержание реабилитационной работы с имплантированными детьми в первоначальный период реабилитации; организационные формы коррекционной помощи ребенку с учетом возраста, времени проведения имплантации, уровня психофизического и слухоречевого развития в условиях инклюзивного образования. Особое внимание следует уделять организации и содержанию работы с родителями детей с кохлеарными имплантами.
При организации коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации необходимо учитывать особенности восприятия звуков и речи у детей этой категории, которые определяются следующими причинами:
• искажением звуков и речи, передаваемых кохлеарным имплантом в слуховую систему. Это искажение обусловлено особенностью преобразования речевых сигналов кохлеарным имплантом. Кохлеарному импланту требуется время, чтобы закодировать и передать сигнал слуховому нерву, что обуславливает задержку воспринимаемых сигналов. Но хотя сигналы кохлеарного импланта искажены, в них содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи.
• частичным повреждением волокон слухового нерва и слуховых центров мозга у многих пациентов. Это проявляется в проблемах со слуховой памятью, вниманием, скоростью обработки речи, наиболее характерных для ранооглохших пациентов в первые годы использования кохлеарного импланта.
• несформированностью слуховых центров мозга.
• моноуральным восприятием. Кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумных условиях и в помещениях с высоким уровнем реверберации.
При обучении и воспитании ребенка с кохлеарным имплантом в условиях интегрированной группы для детей с нарушением слуха следует избегать следующих моментов:
- Не стоит допускать ситуации, когда ребенок не включен в процесс совместной деятельности. Это происходит, когда ребенку непонятны смысл происходящего или инструкция воспитателя. Данная ситуация преодолима, если педагог обладает умением формировать задание для ребенка с учетом его основных особенностей.
- Не допускать ситуацию опеки, проявления жалости по отношению к ребенку, поскольку он «такой же как и все». Ко всем детям в группе должны предъявляться одинаковые требования. Индивидуальная помощь ребенку должна оказываться деликатно и наровне с другими детьми, испытывающими какие – либо затруднения в процессе образовательной деятельности или игры.
- Не снижать темпа работы группы. Слабослышащий ребенок должен осваивать общий темп и содержание деятельности. Если он в чем -то затрудняется, воспитатель в индивидуальной работе восполняет пробелы, отрабатывает материал, предъявляя его в доступной форме.
Необходима правильно организованная система специальных мероприятий по обучению, развитию и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, что объясняется наличием разнообразных особенностей физического развития и психологических особенностей, преодоление которых требует в ряде случаев создания особых условий и использования специальных методов и приёмов.
Исследования ученых, практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей обучающихся.